Что такое ВТО и с чем его едят?
Прислано AMD на Октябрь 06 2011 03:41:23
После Великой отечественной войны с целью регулирования торговли между странами было заключено Генеральное соглашение о тарифах и торговле (далее - ГАТТ). Соглашение стало механизмом по сдерживанию односторонних действий при многостороннем товарообмене. Поскольку соглашение выдержало проверку временем и послужило активизации мировой торговли, в 1994 году на «Уругвайском раунде» создана Всемирная торговая организация (далее - ВТО). ВТО это не только организация, но и пакет правовых документов, представляющий собой многосторонний договор в области торговли товарами и услугами. Генеральные соглашения о торговле товарами (ГАТТ), о торговле услугами (ГАТС), в области интеллектуальной собственности (ТРИПС) составляют основу ВТО. Все страны участницы (в настоящее время их 153) ратифицировали эти Соглашения. Каждая страна-участница получает гарантии справедливого отношения к своему экспорту на рынки других государств и обязуется обеспечивать такие же условия для импорта на свой рынок. Торговая система ВТО имеет как свои преимущества, так и недостатки. Преимуществами ВТО считается: - получение экономической выгоды, путем уменьшения барьеров для осуществления товарообмена; - понижение стоимости жизни граждан, за счет уменьшения цены товаров и услуг; - снижение торговых пошлин приводит к активизации торговли и, как следствие, повышению доходов государства и каждого гражданина страны; - снижение внутреннего политического лоббирования интересов отдельных отраслей экономики; - система уравнивает в правах все страны, входящие в ВТО, независимо от уровня их экономического развития; - предусмотрен льготный механизм участия развивающихся стран в системе ВТО; - наличие действенного механизма разрешения споров. Недостатки ВТО: - снижение таможенных барьеров дает возможность выхода на внутренний рынок страны более дешевых и качественных товаров стран-участников ВТО, что приводит к разорению отечественных производителей, и, как следствие, к увеличению безработицы; - развитые страны осуществляют государственную поддержку важных для экономической безопасности отраслей, в то же время, запрещая это новым членам ВТО; - многосторонние соглашения нарушают основной принцип ВТО - равные права и обязанности по регулированию таможенных пошлин, как регулятора цен на товары и услуги. Россия не спешит вступать в ВТО, поскольку не желает, чтобы членство в обществе ущемляло интересы российских отраслей. Например, при переговорах по таможенным пошлинам на легковые автомобили Россия договорилась о постепенном снижении величины пошлины. Но в условиях начавшегося кризиса, чтобы защитить своих товаропроизводителей, подняла в одностороннем порядке пошлину с 25% до 35%. Положительный результат получен по соглашению о промсборке, заключенном Россией. Эта договоренность позволила крупным концернам ввозить автокомпоненты на территорию России по нулевым ставкам таможенных пошлин. В результате иностранные компании создали производственные мощности по производству в России легковых машин лучших мировых брендов. Также в интересах российского авиапрома снижены пошлины на импорт самолетов, поскольку авиакомпаниям требуется обновление парка самолетов. Сельское хозяйство России будет защищено, если в результатах переговоров стороны придут к соглашению о снижении пошлин только на ту продукцию Агропрома, которая не влияет на базовые продукты, выращиваемые и потребляемые населением страны. Что же происходит с экономиками тех государств постсоветского пространства, которые уже стали членами ВТО. Так, Украина стала членом ВТО в 2008 году. Результатом трехлетнего членства стали: - потеря десяти тысяч рабочих мест; - прекратили свое существование десятки крупных заводов и сотни более мелких производств; - прибыль от снижения пошлин на поставку украинских товаров на рынки стран ВТО в два раза меньше, чем потери от импорта товаров и услуг (отрицательное сальдо баланса); - ВВП Украины уменьшился, более чем на 15%; - значительно снизился уровень конкурентоспособности отечественных товаров; - пострадали отрасли производственной сферы. Все это произошло из-за того, что Украина вступила в ВТО на очень невыгодных для себя условиях. В тот момент не была выработана стратегия развития экономики страны. Верх взяли политические амбиции руководства страны над трезвым расчетом и умелым ведением переговоров об условиях присоединения к Соглашениям. Поскольку по правилам ВТО один раз в три года можно изменить условия участия страны в ВТО, у Украины есть возможность скорректировать Соглашения. Одной из пострадавших отраслей экономики Украины стало автомобилестроение. По требованию ВТО ввозная пошлина на импортные машины снижена с 25% до 10%. Результатом стало сокращение производства отечественного автопрома в шесть раз и уменьшение работающих в отрасли в два раза. Интерес инвесторов перешел из производственной сферы в импортную готовую продукцию. Это послужило причиной перехода отечественной промышленности от выпуска высокотехнологической продукции машиностроения к вторичной. Агропромышленный комплекс также значительно потерял свои позиции. Например, снижение пошлины на ввоз сахара-сырца привело к остановке пятидесяти заводов страны, производящих сахар. Приостановлен экспорт сахара страной, которая длительное время являлась лидером в производстве и продаже сахара. Эксперты считают, что Украина сохранит ведущие позиции по переработке мяса, зерна, и другой сельхозпродукции. Пошлины на ввоз мяса в Украину в 8 раз меньше, чем пошлины на экспорт украинского мяса в другие страны. Импортное сало из Польши, Нидерландов, Германии заполонило рынок Украины. Еще одно невыгодное для Украины условие Соглашения - это обязательство Украины не стимулировать свое сельское хозяйство, в то время как США и европейские страны-участники ВТО помогают своим сельхозпроизводителям. Импорт сельхозтехники осуществляется из стран ВТО по нулевой ставке пошлины, что реально уничтожает отечественное сельхозмашиностроение. Также, установленная нулевая пошлина на ввоз мебели (до вступления в ВТО она составляла 40%), стала причиной уменьшение объема выпуска мебели украинскими производителями. Мебельный рынок Украины заполнила мебель производства Китая, Италии и стран Прибалтики. В тяжелом положении оказалась и легкая промышленность. Падение производства составило 45%, в то время как импорт товаров легкой промышленности увеличился на 46%. Негативные последствия участия Украины в системе ВТО отмечаются в винодельческой, пищевой, молочной, авиационной промышленности. Только в области импорта подсолнечного масла Украине удалось за эти три года занять лидирующие позиции в мире. Важным фактором успеха стала своевременная модернизация производственных мощностей отрасли до вступления страны в ВТО. Украина не единственная страна, которая желает изменить условия ранее заключенных соглашений ВТО. Например, Аргентине, Чили и Индии удалось значительно повысить ввозные пошлины на сахар, чтобы защитить свой внутренний рынок. Перед Украиной на переговорах стоит не простая задача – откорректировать условия участия страны в ВТО в сторону создания равноправных условий для конкуренции и изменение законодательства в сфере сертификации продукции, для исключения ситуации, которая в настоящее время создалась с экспортом Украиной продукции виноделия на внешний рынок. Доступ украинского вина закрыт из-за жестких условий сертификации к товару, установленных странами-участниками ВТО. В то же время импорт вина в Украину возрос до 30%. Результатом вступления в ВТО Киргизии стало: - незначительное повышение экспорта в большей части за счет торговли со странами СНГ; - оказались не защищенными от внешнего вмешательства в важнейшие отрасли экономики Киргизии: сельское хозяйство, финансовый сектор, перерабатывающая промышленность и телекоммуникации; - огромный поток недорогих товаров зарубежного производства вытеснил отечественную продукцию, особенно пострадало сельское хозяйство; - экспортные товары Киргизии, на которые странами ВТО снижены пошлины, не выдерживают конкуренцию на зарубежных рынках; - ожидаемое поступление инвестиций на развитие отраслей Киргизии не оправдалось – инвесторов не заинтересовал внутренний рынок страны. Грузия вступила в ВТО в 2000 году. Поспешность при проведении переговоров привела к необходимости выполнения обязательств, наносящих ущерб экономике страны. Поэтому Грузия не выполнила условия введения особых пошлин на сырье, компьютерную технику, сельхозоборудование, фармацевтику и гражданскую авиацию. Также Грузия не выполнила переход страны на систему международных стандартов отчетности и сертификации, не провела антидемпинговые мероприятия. Инвесторы не спешат вкладывать деньги в грузинскую экономику. Торговое сальдо остается отрицательным. Молдавия является членом ВТО с 2001 года. Обсуждение условий были длительными из-за того, что молдавские бизнесмены выступали против членства страны в ВТО. В результате переговоров Молдавии удалось отстоять право бюджетной поддержки сельского хозяйства. Также удалось отстоять от внешнего вмешательства мебельный бизнес и рынок алкогольной продукции. В сфере банковских услуг страна установила жесткое требование к иностранным банкам – получение лицензии национального банка Молдавии. Также несомненным успехом молдавских переговорщиков стала нулевая пошлина на все товары, поставляемые в страны ЕС. Это позволило Молдавии значительно увеличить экспорт своей продукции. После длительных и сложных переговоров Армения вступила в ВТО в 2003 году. Армения добилась льготных таможенных пошлин и отсрочки открытия своего рынка телекоммуникационных услуг. Членство в ВТО не привлекло в экономику страны инвестиции. Не изменился объем экспорта. Результативное торговое сальдо оказалось отрицательным, следовательно, импорт значительно превысил экспорт. Это связно с тем, что товары Армении не выдерживают конкуренцию на внешнем рынке. Страна рассчитывает выйти из этого провала с помощью наличия дешевой рабочей силы и низким издержкам производства. Опыт стран бывшего союза не является решающим для принятия решения Россией о вступлении в ВТО, но российские власти постараются избежать поспешности в заключение Соглашений, которые ущемят интересы страны. Быть членом ВТО – это иметь доступ к рынкам стран-участников. Но это не означает увеличения инвестиций в экономику страны и то, что товары и услуги России смогут завоевать внешний рынок. Для этого необходимо иметь конкурентоспособные отрасли экономики и сохранение экономической и политической независимости в вопросах касающихся безопасности страны и каждого ее гражданина. +++